Папино детство

Папина семья разводила сады. Папин дед и три его сына с семьями. Все четыре семьи жили в одном большом  доме и выращивали яблони. Яблоки возили продавать на Нижегородскую ярмарку. У папы было две старших сестры и две младших. Насколько мне известно, в семье его звали Миша. Или это имя прижилось уже позже, когда он пошёл в школу.

Приблизительно к 1930 году их пришли раскулачивать. Сестра Фрида, которой было около 6 лет, увидев неприятных грубых дяденек, решила «помочь» семье и поднесла зажжённую свечку к шторе. Не знаю уж, как они потушили пожар и как выкрутились, чтобы им не пришили вредительство. Тётя Фрида говорила, что было много проблем, но всё-таки всё обошлось.

Папиных родителей с детьми выслали в Пермь, куда отослали остальных – не знаю. В Перми мой дед Загидулла  организовал на пару с кем-то ещё артель извозчиков. В 1936 году он заболел и умер. Его жена Асмабика  до этого занималась детьми и не работала. Теперь она стала работать лаборантом. Она была дочерью учителя медресе, грамотная, умела читать и писать арабской вязью, ну, и на русском тоже.

В Перми Мишу отдали в лучшую русскую школу, которая, кстати, была рядом с домом. Младшие девочки пошли учиться в татарскую школу, а старшие уже определились. Сима стала учителем начальных классов, а Фиса – медсестрой.

В школе с Мишей учились дети городского начальства. Миша учился на отлично и кончил школу с «золотым» аттестатом (тогда медалей не давали). В начальной школе он учил французский язык и учился играть на пианино. Он часто вспоминал, как на экзамене он играл Грига «В пещере горного короля». Но потом эти занятия сделали платными, и их пришлось прекратить.

Семья жила очень бедно. Когда мама рассказывала о своём голодном детстве, папа оживился и вставил: «Да, мы тоже очень бедно жили. Помню, хлеб намазывали во-от таким то-о-неньким слоем масла».

Но, кроме шуток, по сравнению со своими одноклассниками он сильно выделялся своей «неупакованностью». Но многих из них он ещё и подтягивал по разным предметам. Когда он закончил 8 класс, ввели платное обучение в старших классах. Тогда родители его одноклассников собрались и пошли добиваться, чтобы Мише разрешили продолжить обучение бесплатно. Добились как-то.

В старших классах на каникулах он работал в геологических экспедициях, хотел стать геологом. После школы собирался ехать в Новосибирск, в университет на геологию. Его уже заранее брали туда с отличным аттестатом.

21 июня 1941 года в школе был выпускной. А 23 июня с утра он уже ехал в поезде в Челябинск в танковое училище по путёвке комсомола. Детство кончилось…

Categories: Семейные истории | Leave a comment

В глубину веков

А дело было так… Цари (ханы) Волжской Булгарии держали наёмные войска из орд кочевников. Так, хан Ашраф (Шараф) по прозвищу Балук, который правил до 1061 года, нанял орду кара-оймеков во главе с ханом Ишимом. Тот, чтобы занять более прочное положение при дворе царя, отдал замуж за царя свою дочь Минлебику. А в ответ, «по бартеру» Балук отдал за сына Ишима Асана свою дочь (имя её неизвестно). Так Асан с безымянной принцессой положили начало роду моего отца, а его сестра продолжила династию Булгарских царей Дуло.

Часть потомков Асана продолжили вести кочевую жизнь, а другие из поколения в поколение служили царям Волжской Булгарии. Так, правнук Асана Ас с 1117 был тарханом (вроде губернатора) Саксинского иля (волости) в устье Волги. В истории запомнился как Ас-Тархан. Астраханский археолог Плахов В.В. в 2012 г, приводил данные средневекового автора (1242 г.), где говорится, что сын булгарского хана по имени Астархан в 1120 г., основал в низовьях Волги город, названный его именем. То есть он – основатель Астрахани.

Его двоюродный брат хан Хонджак (Кончак) стал героем «Слова о полку Игореве». Он старался объединить половецкие роды, стремился к централизации власти в степи.

А самый яркий представитель этого рода – внук Ас-Тархана, тоже саксинский тархан (эмир Саксинского иля) Бачман.  

В 1223 г. булгары под предводительством Бачмана нанесли поражение войскам монгольского полководца Субэдэ, вторгшимся в их владения.

Имя Бачман хана сохранилось в татарских дастанах «Туляк» и «Дафтар-и Чингиз-наме», исторических трудах Джувейни, Рашид-ад-дина, Н.Я. Бичурина, татарских родословных и генеалогических преданиях. Его образ  является своеобразным символом народной непримиримости.

С дочерью царя Алтынбека Алтынчач  он ушел из столицы Булгар при подходе войск Батыя. Они производили вылазки и нападения на врагов. После покорения Булгарии продолжали войну с монголами в течение 1238 – 1239 годов.

Монголы практически вынуждены были приостановить завоевание Руси и Европы.  В конце концов, мятежники закрепились в дельте Волги, в городе Банджи. Целый год монголы осаждали город. С большим трудом монголы всё же сумели загнать восставших на остров и весной 1239 года они захватили Бачмана.

Существует много преданий о народном герое, предводителе народных восстаний эпохи Золотой Орды Бачман хане. В одном из них рассказывается о пленном Бачмане. Хан приказал ему встать на колени, но он сказал: «Я был владетелем государства и могу ли дорожить жизнью? Сверх того, я не верблюд, для чего мне становиться на колено?». В результате его разрубили пополам. 

Немного «о владетеле государства». Когда при взятии Булгар погиб царь Алтынбек, как будто бы царём избрали Бачмана. Но править ему не пришлось – он ушёл из города и организовал сопротивление.

После гибели Бачмана возглавила банджийцев Алтынчач. Говарили, что она сумела вырваться из города Банджи после его взятия монголами  и ушла с отрядом в Башкорт, где след ее затерялся. Ходили слухи, что она укрылась в Чилябе, где и умерла.

Кара-бек, который основал Карино, где родились и жили родители моего отца — пра-правнук Бачмана и современник Дмитрия Донского

Categories: Семейные истории | Tags: , , , , , , , , , | Leave a comment